Профстандарт педагога – это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден в 2013 году, но ввиду невозможности использования документа с учетом материально-технических возможностей его реализация откладывалась.
Разработка концепции и содержания стандарта профессиональной деятельности педагога осуществлялась в два основных этапа.
Первый этап – разработка концепции стандарта был реализован в 2012 – 2013 гг. рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской Федерации (под руководством Е.А. Ямбурга). Концепция была представлена для обсуждения профессиональной общественностью на официальном сайте Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Второй этап – разработка макета стандарта профессиональной деятельности и организация и проведение общественно-профессионального обсуждения стандарта – реализована рабочей группой на базе Московского городского психолого-педагогического университета.
На втором этапе сформирована рабочая группа специалистов-разработчиков профессионального стандарта, осуществивших теоретическое, методологическое и нормативное обоснование, и подготовку проекта профессионального стандарта педагога в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ. Проект профессионального стандарта прошел широкое общественно-профессиональное обсуждение на круглых столах и расширенных совещаниях рабочих групп при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерстве образования и науки Российской Федерации с участием представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В тексте проекта стандарта учтены и отражены замечания и рекомендации представителей профессионального сообщества, ведущих профильных профессиональных ассоциаций и профессиональных союзов федерального уровня. Итоговый вариант профессионального стандарта педагога был согласован с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и Общероссийским Профсоюзом образования. В настоящее время осуществляется апробация и внедрение профстандарта педагога на базе региональных стажировочных площадок [ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ].
Документ «Профессиональный стандарт педагога» имеет силу нормативно-правового документа. Это значит, что он будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.
В профстандарте четко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе специального образования и персонал специального обучения.
Обновленный профстандарт педагога 2019 года, утвержденный Правительством РФ, разделен на три структурных блока:
1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование).
2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
Профессиональный стандарт "Педагог"
Компетенции педагогов согласно профстандарту
Профессиональный стандарт "Педагог-психолог"
ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА ДАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
Постановления Правительства РФ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: